Ралли «Шелковый путь» — это попытка сделать свой, отечественный «Дакар». Никаких шуток про импортозамещение — ралли-рейд успел стать важным международным событием еще до введения ограничений для наших спортсменов за рубежом, а теперь гонка и вовсе стала главной в календаре.
Успех легко объяснить: чего-чего, а бездорожья в России достаточно, да и в алтайские пейзажи гоночные болиды вписываются не хуже, чем в саудовские или африканские. Маршрут гонки, стартовавшей в Томске, прошел через Барнаул, Горно-Алтайск и, спустившись с гор в степи, завершился в столице Монголии Улан-Баторе.
Всего — 5243 км спецучастков как скоростных, так и, наоборот, медленных и техничных. В нынешнем году часть ралли «Шелковый путь» стала еще и вторым этапом Чемпионата России по ралли-рейдам на квадроциклах. Она стартовала в рамках международной гонки, но финишировала в российском городе Кош-Агач на границе с Монголией.
Эта часть гонки была вдвое короче, ее протяженность составила 2197 км. Маршрут пролегал по каменистым горным дорогам, требуя от пилотов не скорости, а осторожности. Зазевался — порезал колесо об острый камень. И хорошо, если просто порезал, иногда следом за покрышками в расход уходили и диски. Трасса петляет, а грунт неустойчив, чуть потеряешь бдительность — рискуешь перевернуться.
Зрелищное и захватывающее событие традиционно привлекает пилотов самого разного уровня, как профессионалов, так и любителей. Однако для меня самыми интересными всегда были именно заводские команды. И дело не только в том, что благодаря работе большого количества специалистов и четкой организации они зачастую показывают лучший результат.
Заводские команды создают не только для продвижения техники, хотя и принцип «утром подиум — вечером продажи» никто не отменял, куда важнее — идеи и инженерные решения, получаемые специалистами во время гонки. Две тысячи километров — это не только длина маршрута второго этапа Чемпионата России, но и среднегодовой пробег квадроцикла «Русская механика» в обычных, гражданских условиях.
Больше того, на спецучастках, длина которых подчас превышает 600 км, регламент запрещает помощь механиков. Обслуживать и ремонтировать технику можно лишь в специально отведенное время после финиша. Именно здесь у инженеров «Русской механики» есть возможность, с одной стороны, проверить технику в экстремальных условиях, с другой — найти новые идеи по повышению ее надежности.
Регламент соревнования в этом классе требует от участников выступать на стандартной технике с минимальными доработками, поэтому квадроцикл должен быть изначально готов к любым испытаниям. РМ 800 Т как раз из таких, он создавался с учетом пожеланий владельцев квадроциклов марки и гонщиков, поэтому весь маршрут был пройден им без поломок и отказов.
Все доработки серийной модели в рамках ее подготовки к ралли-рейду свелись к облегчению: перед стартом механики команды демонтировали все, что не требуется в гонке. «Под нож» пошли: лебедка, пассажирское седло, багажники и… передний редуктор. На скоростных спецучастках полный привод квадроциклу не нужен, куда важнее снижение массы.
Еще один важный аспект регламента — запрет дозаправок во время гонки. Канистры брать разрешено. «РМ Деталь» (дочерняя компания, эксклюзивный дистрибьютор запасных частей и аксессуаров АО «Русская механика») даже предлагает их в качестве оригинальных аксессуаров, но тратить драгоценные секунды на остановку и заправку в команде посчитали излишним. Вместо этого штатный бензобак объемом 21,5 л дополнили двумя 17‑литровыми баками, установленными на подножках квадроцикла. Общий объем топлива составил 55 л, что позволило преодолеть все спецучастки без остановок и потери времени.
Но это все — остальные узлы и агрегаты стандартные, поэтому для «Русской механики» гонка стала настоящим вызовом самим себе. Впрочем, квадроцикл РМ 800 Т уже в базовой комплектации может похвастаться рядом выдающихся инженерных решений. К примеру, у него установлен адаптивный усилитель руля, меняющий степень влияния на управление в зависимости от скорости.
На малых скоростях руль легко поворачивать на большие углы, объезжая препятствия. Несмотря на жесткий задний дифференциал, радиус разворота этого квадроцикла всего около трех метров. А вот на высоких скоростях, напротив, руль набирает приятную плотность благодаря тому, что электроусилитель снижает степень влияния на управление в пользу лучшей обратной связи.
Это же касается и электронного блока управления двигателем, разработанным отечественными специалистами. Российские «мозги» сделали мотор более приемистым и динамичным. В остальном двигатель можно назвать стандартным, сделав поправку разве что на радиатор: он остался штатным, но его вынесли на капот.
Так ниже риск его повредить и забить его соты, причем не только грязью. Штурмуя алтайские степи, техника некоторых экипажей, в том числе и грузовых многотонников, перегревалась из-за того, что радиаторы забивались пыльцой и семенами! Иными словами, помимо традиционных испытаний в виде острых камней, крутых поворотов и непредсказуемых бродов, участникам пришлось бороться даже с растениями.
Усилия пилотов, механиков и других членов команды не прошли даром: на подиуме ралли «Шелковый путь» RM Sport заняла сразу два места. Золото взял Алексей Зверев, а бронзу завоевал Михаил Орлов. Дебют рыбинских квадроциклов в главном ралли-рейде страны стал настоящим триумфом как для команды, так и для квадроциклов «Русской механики», прошедших проверку в гонке.